|
РИТМОТЕРАПИЯ Что первое приходит на ум, когда мы слышим звук барабана? Древние ритмы, шаманы, ритуальные пляски; кому-то представляется Африка и кружащиеся в безумном танце туземцы, кому-то – более задумчивый и медитативный Восток или горячие ритмы бразильского карнавала в Рио-де-Жанейро. Так или иначе, ритмы и ритмическая музыка появились одновременно с рождением человека на нашей планете. ОТКУДА БЕРУТСЯ РИТМЫ?Из природы, тела и души – из всего естественного, что находится вокруг и внутри нас. В наш век постоянной суеты и беготни, когда даже нет ни времени, ни возможности просто остановиться и подумать «а зачем нам все это, впрочем, нужно?», человек оторван от природы, от естественных ритмов и живет только техногенными, которые оказывают непоправимое воздействие на здоровье и психическое состояние индивида. Отсюда многочисленные стрессы со всеми вытекающими последствиями. ЧТО ЗНАЛИ ДРЕВНИЕ И О ЧЕМ ЗАБЫЛИ МЫ? То, что знали древние, и о чем забыл современный человек, теперь доказывается научными исследованиями. Речь идет о целительном воздействии ритмов, и в частности, барабанных ритмов на физическое и душевное состояние человека. Ритмы помогают снять эмоциональное напряжение, «разрядиться», а также сконцентрироваться на «здесь и сейчас», что используется в терапевтических целях для лечения стрессов и многих серьезных заболеваний. Находясь в стрессовом состоянии, человек постоянно концентрируется на отрицательных эмоциях, на тяжелых воспоминаниях прошлого, тревоге за будущее. При этом одни люди справляются со стрессами лучше, другие хуже. Все зависит от особенностей психической системы человека. Не так давно ученые открыли так называемые альфа-волны, которые вырабатывает мозг, когда человек пребывает в приподнятом настроении. В идеале, находясь в состоянии медитации в течение 30 минут, альфа-волны (8-10 цикл/сек) вырабатываются в течение целых 20 минут, и 10 минут остается на тета-волны (4-8 цикл/сек). Однако научные исследования показали, что, по крайней мере, 20% населения не вырабатывают альфа-волн вообще. Это означает, что такие люди («гипервижилянты» – hypervigilants, т.е. «постоянно бодрствующие») не способны полностью расслабиться, даже во время сна их мозг продолжает работать. Как следствие, таким индивидам гораздо труднее справиться со стрессовыми состояниями. После проведения ряда экспериментов, когда организовывались небольшие группы игры на барабане, были получены совершенно удивительные результаты. Уже через 20 минут игры на барабане, мозг некоторых гипервижилянтов начинал вырабатывать в два раза больше альфа-волн, чем до начала эксперимента, притом, что до этого, усилить альфа-волны этих индивидов не удавалось никаким способом. Самое удивительное, что эффект был практически мгновенным. Результат эксперимента можно объяснить тем, что, играя на барабане, человек концентрирует внимание только на ударах, на звуке, на ритмах, выкидывая из головы все тревожащие его мысли. Концентрация на настоящем моменте, общая атмосфера единства, повторяющиеся полутрансовые ритмы – все это помогает расслабиться человеку, которому в принципе расслабиться очень трудно. При этом для игры на барабане не требуется специального музыкального образования, это может делать любой вне зависимости от возраста, образования, профессии, национальной принадлежности.НАЗАД В ПЛЕМЯ Разумеется, нельзя сказать, что барабанные ритмы являются панацеей от всех болезней. К тому же, состояние примерно 50% исследуемых так и не изменилось после проведения первой сессии. Однако тут вступает в силу второй фактор, который оказывает критическое влияние на психическое и физическое состояние человека, – чувство общности и сопричастности группе. Дальнейшие исследования влияния барабанных ритмов на состояние человека показали, что игра на барабанах в группе в течение определенного периода времени помогает человеку вернуть чувство единства с окружающими, т.к. постоянный повтор одних и тех же ритмов не только вводит в состояние легкого транса, но и заставляет всех членов группы подстраиваться друг под друга, что объединяет не столько на физическом уровне, сколько на ментальном и эмоциональном. К тому же, как уже было сказано выше, играть на барабане может любой, поэтому это дает возможность «совместить» порой «несовместимых» людей, сделать их терпимее друг к другу.ПОВЫШАЕМ ИМУНИТЕТ Кроме положительных сдвигов в эмоциональной и ментальной среде, барабанные ритмы также приводят и к положительным физиологическим сдвигам. Что имеется в виду? Многочисленные научные исследования статистически доказывают, что одна часовая групповая сессия игры на барабанах приводит к увеличению активности клеточных иммунных компонентов, ответственных за поиск и разрушение вирусов и канцерогенных клеток. На протяжении десятилетий ученые всего мира исследовали взаимосвязь между мышлением и физическим состоянием человека («mind-body connection»). Было установлено, что впечатления индивида, его настроение и душевное состояния напрямую влияет на его иммунную систему. Хронические стрессы понижают иммунитет организма, что делает его более восприимчивым к разнообразным вирусам. Соответственно, чувство уверенности в себе, в завтрашнем дне, частый смех и хорошее настроение усиливают иммунитет. Таким образом, исследователи поставили перед собой задачу определить, может ли групповая игра на барабанах повлиять на гормоны, ответственные за снижение стресса, и другие химические вещества, что в свою очередь должно оказать положительный эффект на клеточную иммунную функцию, связанную с «классическим стрессовым ответом» («classic stress response»). Под «классическим стрессовым ответом» понимается серия предсказуемых изменений в организме, происходящих в результате стресса (в данном случае под стрессом понимается и психологический, и болевой шок). Мозговые центры, отвечающие за восприятие стресса, передают эту информацию в различные органы, что в свою очередь вызывает их «ответ» посредством выделения определенных химических веществ, которые помогают организму бороться со стрессовой ситуацией. Однако выделение тех же самых веществ, при отсутствии физиологического стресса (если стресс только психологический) может привести к серьезным последствиям для организма. Так, например, увеличивается кровяное давление, учащается биение сердца, усиливается мышечное напряжение и выделение желудочного сока, плюс происходят изменения в иммунитете человека. Большинство людей понимают под иммунитетом защитную функцию организма от вирусов и бактерий. Однако иммунная система выполняет еще одну очень важную роль – поиск и разрушение канцерогенных клеток. Таким образом, в стрессовой ситуации уменьшается активность NK-клеток (Natural Killers – «естественные клетки-киллеры»), которые представляют собой специализированные белые кровяные тельца, ответственные за поиск и разрушение отдельных канцерогенных клеток и вирусов. После проведения ряда экспериментов совместной игры на барабане в разных группах было установлено, что после часовой сессии резко упал уровень кортизола (химическое вещество, выделяемое гландами, влияющее на имунную функцию организма; в стрессовой ситуации уровень кортизола сильно увеличивается), однако это далеко не всегда приводило к увеличению активности NK-клеток. Сначала это привело ученых в некоторое замешательство, но потом было установлено, что в тех группах, где происходила не просто механическая игра на барабанах, а давались специальные упражнения по расслаблению пальцев, мышц, где между участниками группы устанавливался контакт, активность NK-клеток значительно увеличивалась, а в группах, где такие занятия не проводились, результат был практически нулевой. Также интересен тот факт, что увеличение активности NK-клеток происходит именно в результате самостоятельной игры на барабане; просто прослушивание барабанных ритмов увеличивается активность альфа-волн (что часто применяется в терапевтическом лечении тяжелобольных), но уровень активности NK-клеток не изменяется. Научные исследования и открытия являются лишь подтверждением того, что знали древние без науки: барабанные ритмы обладают магической силой, способной воодушевлять людей, настраивать их на лучшее, возвращать веру в себя, также как и излечивать многие болезни, не поддающиеся лечению традиционной медициной. Современная наука находится лишь на полпути к этому знанию. Почему слушая музыку, изменяются наши чувства, эмоции? Мы успокаиваемся или возбуждаемся. Почему музыка управляет нами, заставляя нас совершать такие поступки, которые в обычном состоянии мы бы никогда не совершили? Ответ на это лежит в структурах нашего мозга. Наш мозг генерирует электрические потенциалы. Клинические эксперименты показали, что эти потенциалы, или волны мозга, напрямую связаны с разными ментальными и эмоциональными состояниями. Стандартный способ измерения активности волн головного мозга - это электроэнцефалограмма. Есть некоторые расхождения во мнениях о том, где именно различные состояния мозга "накладываются" одно на другое, но, в принципе, изложенная ниже схема является общепринятой. В ней есть пять разных ступеней, начиная с дельты, низшего уровня, и до К-комплекса, высшего уровня: дельта - это частота 0,5-4,0 Hz, и она связана с глубоким сном, когда отсутствует осознание собственного "я". Однако некоторые люди с высокоразвитой нервной системой сообщали о состояниях глубокого покоя и расслабленного осознания "я" в диапазоне дельта. Как правило, это люди, развивающие свою нервную систему через такие практики, как йога, медитация и так далее; следующий уровень активности - это тета, частота 4-8 Hz. Тета связана с расслаблением и сном, сопровождаемым глубоким переживанием визуальных образов, например, сновиде?ний, виде?ний и т.д. Она также связана с некоторыми видами ускоренного обучения. Более того, диапазон тета также часто связывают с феноменом самоисцеления; от тета мы поднимаемся к альфа, частоте, связанной с легким расслаблением. Диапазон альфа 8-14 Hz, и ее часто используют в методах ускоренного обучения, а также некоторых разновидностях техник селф-хелпа; бета - это то, что мы, как правило, называем бодрствованием, это частота 14-23 Hz. Более высокий уровень беты - 23-33 Hz, и она связана с состояниями повышенной ментальной активности. В диапазоне 33 Hz находится К-комплекс, как правило, возникающий короткими вспышками, и связанный с неожиданными озарениями, мгновенным пониманием каких-либо идей или переживаний. Использование определенных состояний мозга позволяет улучшить внутреннюю активность, например обучение, самоисцеление, изучение измененных состояний сознания и т.д. Хотя измерение активности мозга крайне важно для понимания нейрофизиологии, собственно ментальные, эмоциональные и духовные переживания человека важны для нашего понимания взаимодействия мозга и разума. Музыка влияет на функции многих жизненно важных физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, пищеварительной), а также на центральную нервную систему. Выявлена следующая закономерность воздействия различных тональностей на наш организм: на вены и сосуды влияет музыка в тональности ля мажор (например «Крейцерова соната» Л.В. Бетховена) си мажор хорошо действует на артрит и заболевания стоп (пример — прелюдии и фуги, том I, ХТК И. С. Баха) музыка в ре бемоль мажор лечит болезни глаз и мигрени (например «Ноктюрн» Ф. Шопена); тонзиллит, заболевания ушей (отит) и шейных позвонков вылечивает ми бемоль мажор (Концерт для фортепиано Ф. Листа); фа диез мажор приводит в нормализации состояния при заболеваниях органов дыхания (астма, пневмония, бронхит) и сердца (прелюдии том I, ХТК И. С. Баха); несварение или язву, а также камни в желчном пузыре и панкреатит успешно лечатся музыкой в тональности соль-диез мажор (пример — прелюдии и фуги, том I, ХТК И. С. Баха); хорошо воздействует ля диез мажор на состояние позвоночника и состав крови («Авэ Мария» Ф. Шуберта); гепатит, аппендицит, колиты и другие заболевания кишечника лечит всем хорошо известный «Свадебный марш» Ф. Мендельсона из 5-ой симфонии в тональности до мажор; почки и мочевой пузырь исцелит мелодия в тональности ре мажор (вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса); терапия кожных заболеваний проводятся при прослушивании композиций в соль мажоре (например «Танго» А. Пиацоллы из к/ф «Аромат женщины»); болезни половых органов и носовой полости лечит ми мажор. Пример — Концерт для скрипки с оркестром ми мажор И. С. Баха; ревматизм облегчается после прослушивания музыки в тональности фа мажор (пример — «Токката» Баха); В ходе исследований было установлено, что музыкальные композиции с сопровождением вокала не имеют хорошего влияния на результаты лечения. Почему? Ответ в том, что существует огромное воздействие звуков голоса на подсознание, следовательно, не происходит синхронизации работы обоих полушарий мозга. Такое явление наблюдалась лишь при прослушивании скрипичной и фортепианной музыки с минимальным набором духовых инструментов. Так что, при превышении установленного порога громкости звучания - положительный эффект уменьшается. Однако не стоит убеждаться в том, что полезна лишь классическая музыка. Например, тяжелый рок можно тоже применять при терапии. Так хирурги в своей практике применяют композиции группы «Пинк Флойд». Использование звука и музыки для исцеления возникло в самом начале истории человечества. Документально подтверждено, что шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные, способны изменять состояние мозга (то есть менять нейрологическую активность мозга). Опыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов усиливают тета-активность, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности. Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния (Beckman Research Institute in Duarte, California) д-р Оно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?По материалам статьи Жернового В. А. (старший преподаватель кафедры теории, истории музыки и игры на музыкальных инструментах Крымского Гуманитарного Университета) «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА».Ссылка на источник статьи
|
|